Наш первый поход или маршрут «Кругосветки»

Чтобы в такую холодную зиму как сейчас, вам придать немного сил и бодрости, я расскажу как мы собрались и пошли в летний поход на байдарке в первый раз. Ходили мы в так называемую «Кругосветку» по речке Усманка, которую в Воронеже знают все туристы. Впечатления от этого события самые светлые и до сих пор каждый новый поход по любой реке будит во мне те ощущения, которые я испытывал, когда в первый раз попробовал байдарку на плаву.

Помнится, это было пасмурным днём, около автомобильного моста около Дубовки. Мы привезли сюда байдарку, которую Станзику подарил отец, купив её в молодости и сходив один раз по реке Матыра и далее по Воронежу. Нам очень хотелось проверить байдарку на плавучесть, попробовали собрать скелет без инструкции, удачно с этим справившись. Мы — это Stanzik, Юрич и я.
Сорок минут мы собирали и разбирали «Салют» (по 20 минут на обе операции), и всего 5 минут рассекали по воде. Сгустившиеся тучи и время к вечеру заставило нас торопиться домой, где мы уже под пивко представляли себе предстоящий поход. И вот в пятницу 26 августа 2005 года решено было стартовать.

В тот день было солнечно. Утро трепетало от звона солнечных лучей, внутри скакало сердце от предвкушения первого похода на байдарке, а мы всё ещё закупались и собирались. И вот в первом часу дня мы собрались у Стасова гаража, где его отец согласился довезти нас до места старта. Ехать надо было до лагерей на «ментовские» пляжи, что недалеко от Бабяково. Туда мы неоднократно приезжали искупаться, место знали замечательно и почти единодушно решили здесь дать старт.

«Салют» — трёхместная байдарка, естесственно и вещей было на троих. По первой мы даже сверх меры понабрали компотов и солений, пива и картошек. Недостатка не было, скажем так. Разложившись на обрывистом берегу, около симпатичного песочного пляжа мы стали собирать скелет. Несмотря на то, что буквально несколько дней назад мы проверяли сборку и плавучесть байдарки, от радости предстоящего похода много поперепутали и сборка затянулась с 20 минут до часу. К трем часа дня мы собрали её полностью, и брезент бодрыми упругими звуками отзывался на постукивание пальцами по нему, и от этого звука мурашки по телу бежали.

Ставим байду на воду
В первый раз на байдарке в поход

О этот трепетный момент! Мы открываем шампанское и с радостными возгласами обливаем нос байдарки, не забыв и самим отхлебнуть. Такая традиция теперь перед каждым походом и мы ни разу её не нарушили. Кстати допить шампанское до конца тоже никогда не получалось, ни в этот ни в какие-либо ещё разы.

Лихие ребята!
Вся команда в сборе

Выбор мест в судне был обговорен заранее, причем единодушно — Станзик на носу, Юрич мартышкой, а я на корме, и с лёгкостью оттолкнувшись от тёплого песка, мы отправились в дальнее, как нам тогда казалось, путешествие.

Под ясным голубым небом, извивалась небольшая речушка, поблескивая рябью на поверхности вод, кругом росли камыши, где-то был слышен детский смех (рядом находились лагеря «Вымпел» и «Факел», кажется), позади оставалась цивилизация, и нам хотелось чтобы все знали, что вот мы какие храбрецы и молодцы. Впереди нас ждали свежие ощущения, которые не заставили долго ждать. Не успев пройти и пары изгибов речки, мы не вписались в поворот (рулём тогда не стали пользоваться, думали, что так правильнее вёслами то) и как нож в масло въехали в прибрежные кусты ивового сушняка. Станзик обверещался тогда: «Твою мать! Тормози! Быстро тормози!!». Автомобилист хренов, откуда ему было знать, что Салют не знает таких слов как «немедленно тормози», «быстро тормози». Я, так вообще в первый раз на байдарке плыву, и тем более не знаю, что Салют не знает как быстро тормозить. Я «тормозил», а байдарка нет. Выбравшись из противных кустов, мы похохотали на эту тему, и уже до конца похода (да в прочем как и много позже — в других сплавах) старались предугадывали движения друг друга и Салют неожиданно стал послушным. Порой было тяжеловато, но по крайней мере казусов и недопониманий между мной и Станзиком не стало никогда. Так что, спасибо тому сухому кусту, листья и веточки которого, на все три дня облепили нос байды.

Нос байды
Нос байды после столкновения

Первые ощущения когда садишься в байдарку — это ощущения полёта. Вода практически не чувствуется. В пустой байдарке ощущения десятикратно усиливаются — лодка послушна, легка, стремительна. Тебе кажется, что вёсла вообще не нужны, можно руками оттолкнуться от воды и байдарка откликнется на эти движения быстрым ходом. А спустя некоторое время понимаешь, что вёсла, как и крылья, неотъемлимы для «полёта» по воде.

Конечно, когда загрузишь байдарку разница в движении становится ощутимой. Вода внезапно приливает к бортам, расстояние до нее пара сантиметров, и быстрая ласточка вдруг превращается в хрупкое тельце, что должно тебя пронести над глубинами, через десятки километров реки, приняв в себя трёх человек и центнер груза в довесок. Тут важно отметить такой момент: в этом походе мы не сильно заметили, скорее всего нам везло, но походив ещё два похода, мы всё-таки решились сделать руль у такого лимузина, как «Салют». Неправильная балансировка груза, приводит к тому, что байдарка движется не чётко вперёд (независимо от слаженности движений), а заметно отклоняется от курса. Её заносит и постоянно приходится подгребать. С рулём же байдарасты лишены таких мучений. Парадокс — но в то, что кормой Салют идёт лучше и послушнее, чем носом, мы не верили, пока сами не попробовали.

Мост в Боровом

Боровое встретило нас железнодорожным мостом, по которому прошла электричка, оглушив нас грохотом колёс. На здешних пляжах любят отдыхать не только местные, но и воронежские. Здесь проводится фестиваль «Борнео Beach Party», а доехать на машине из города совершенно непроблематично. В Боровое ходит прямой автобус и достаточно часто. Единственный неприятный момент — автобус очень сильно забивается и поездка в этом «аквариуме» отбивает всякое желание ехать на такой отдых снова. Кстати, очень часто отсюда стартуют «Кругосветку», именно из-за простоты заброски.

Берега Усманки на данном участке не заболочены, обрывисты и пологи. Есть течение, изредка встречаются заросли камыша. Много домов в округе. Часты мели, а в целом уровень воды в речке уменьшается из года в год, встречаются такие места, что если выйти из байдарки, то вода по щиколотку на середине реки. Перед последним автомобильным мостом в Сомово как раз так и есть. Протягиваем за собой байдарку, снова в неё прыгаем и дуем дальше. Потом Усманка разливается плесом, и петляя по равнине Соснового бора то убыстряется, то мельчает, то сужается, то прячется в камышах, убегая вперёд резкими и тесными поворотами.

Мель
До дна рукой подать
Сосновый Бор
Сосновый Бор с его известными обрывами

Совсем скоро мы дошли до места нашей первой стоянки. Широкий пляж с обрывистым берегом на изгибе реки нам показались очень уютными, но к этому моменту мы тянули время, стараясь подальше пройти под вечер, и найти выгодное место. Однако в последние полтора-два часа нам что-то хороших мест не попадалось. А в первый раз было немного страшновато задержаться до темноты на воде. Здравый смысл завывал же, что как бы дрова, как бы палатка, как бы пожрать и как бы всё это сделать побыстрее пока совсем не стемнело. Тут же произошла та самая история о пропавшей курице. В Средней полосе нашей Родины, даже летом ночи бывают ощутимо холодные, поэтому тёплые вещи никогда не будут лишними, и пусть многие читатели об этом знают, но напомнить никогда не зря. Короче говоря, в воздухе было прохладно. Рядом с рекой ночёвка выдалась у нас замечательная, звёздная, с песнями у костра, разговорами и по-моему даже купанием в тёплой воде. Однако потом продрогнув, полезли в палатку где моментально отрубились после первого в нашей жизни походного дня на байдарке. Грести приноровились быстро, но усталость своё взяла.

Первая стоянка
Переодевания и сушка байды на первой стоянке на ночь
Вид из палатки
Вид из палатки. Видны соседи, которые потом срулили

Но место было вовсе не дикое. Пока мы ещё не легли спать, совершенно неожиданно для нас, из леса, как огромный зверь, вырулил, подпрыгивая на кочках и буцкая музыкой, автобус! Оттуда высыпали горланящие и пьяные люди. Они потусили на берегу, бегая и оглушительно вопя, а потом также резво развернули ПАЗик и исчезли в лесу. Неподалеку мерцал ещё какой-то костёр, поэтому говорю сразу — в первый день маршрута если хочется уединения, ищите место более глухое. Ну, тут уж ничего не поделаешь, Сосновый Бор очень известный «курорт» и разведан он очень хорошо, поэтому выбирать место надо тщательнее. Благо, что все кто приезжают сюда на отдых, туристов за диковинку тоже не считает.

Не помню во сколько мы проснулись утром, но завтракали недолго, и скоро встали снова на воду, умывая свои всё еще сонные лица. После того как мы прошли «муравейник» (название места около Кожевенное), с его холмистым берегом, простиравшимся слева от нас, повернув снова на равнину, на реке мы обнаружили лагерь рыбаков. С флагом, помостом, навесом и резиновой лодкой. Они очень нам почему-то обрадовались, и внезапно мы стали обладателями шести бутылок пива-балтика-пятёрка.

Утро
Утренняя разминка перед чаем
Сбор вещей
Салют надо грамотно упаковать, иначе его ведёт
Пиво и флаг
Эх, если бы все на берегу были бы такими радушными

Круто! После таких подарков настроение повысилось. Да к тому же, местность лежащая перед нами начинала раскрывать свои красоты. После Соснового Бора, идут лагерные и турбазные места -«Мечта», «Маяк», «Коминтерновец», «Колосс», «Радуга», «Кристалл» и прочие «санатории», которые знакомы всем от студента до пожилых. Места тут очень красивые, поросшие деревьями, с затонами, полями кувшинок, нависающими ветвями; немного заросшими, но все-таки уютными пляжами и даже памятником войны. Мы не вылезали на берег, чтобы прочесть кому он поставлен, берега крутоваты, да и народ там какой-то отдыхал, поэтому сфотографировали с реки. Сама же она в который раз то разливалось широкими плёсами с заболочеными берегами и рясочными лугами и вьющимися над ней стрекозами, то убыстрялось между, обрывистыми и оплетёнными корнями деревьев, берегами. Порой можно было заметить зимородка, который как стрела носится над водой, либо цаплю, недовольно срывающейся с места в воздух. Комаров и мошек мало, но не без них всё же. Порой можно услышать как ухает выпь. Собственно, в этих сказочных местах мы решили сделать привал на обед, тем более, что мы дошли до базы «Кристалл», самой дальней точки отдыха на Усманке когда-либо нами достигнутой ранее (просто выезжая с вещами на стоянки). На первом курсе мы с Лёшкой Бугровым забрасывались сюда с ночевками и палатками и тусили, пока позволяли каникулы и дни отдыха. Отрадно снова было видеть эти места с нового ракурса, и снова всё вспомнить.

Гитара
Как там в песне: "...Научись играть на гитаре и в путь!"
Памятник
Памятник Войне

В прозрачной воде шныряли «карандаши» — молодые щурята, солнце грело до истомы, после чего хотелось лезть в воду что мы и делали в достатке летом-то. Дикость мест была практически абсолютной и под наши песни на гитаре, которые мы горланили  на всю округу, природа подпевала и шептала налить ещё пивка.

Обед
Обед, все к столу!

Место где мы обедали, знаковым для нас было не только по опыту старых стоянок, когда мы добирались сюда на своих двоих. Практически сразу после этого места, основное русло Усманки делает хитрость с начинающими путешественниками. Оно узкой протокой ныряет в камыши и через заросли попадаешь на быстрину и потом держишь путь на «Серпантин», преодолеть который надо для попадания в устье Усманки и увидеть впадение в реку Воронеж. Но протоку ещё надо заметить. Широкая вода может сыграть злую шутку с вашим временем. Мы, не зная, что такие каверзы будут на нашем пути, бодро махали вёслами, уверенно считая, что раз река такая широкая, то направление  мы держим самое что ни на есть правильное. Нас не смущали очередные домики на живописнейших берегах, аккуратных своими (газонами?!) травкой, пляжиками (номер 1, номер2,  номер 3, крутые названия на табличках!), и мы были очень уверены просто ну очень уверены, пока… не попали в тупик! И тут мы уже заметили удивлённые взгляды отдыхающих, а на вопрос «Где мы?» получили ответ, что «находитесь вы, богатыри, на турбазе «Лесная сказка» и тут проплыть нельзя». А где же, спрашиваем, можно? А вот там-то и там-то налево-направо, в камыши шмыг и вы на свободе.

Лесная сказка
Тупик в «Лесной сказке»

Недоверчиво, переварив полученную информацию, двинули назад. И тут навстречу нам, так же бодро как и мы, гребла байдарка! Два суровых туриста глядели вперед своими суровыми глазами, и суровыми взмахами весел летели нам навстречу, радостно чирикающих, что «ура, как здорово и радостно видеть вас, а здесь прохода нет!». Дядьки на нас сурово посмотрели, и сидевший на корме деловито заявил своему коллеге:

— Я ж говорил не туда!

Первый что-то пробормотал неразборчиво, но тут вмешались мы:

— Знаете ли, мы вот тут спросили и нам указали куда идти.

— Да я знаю и так куда идти! Просто вот послушал этого балбеса и промазали, — отмахнулся суровый турист-на-корме. — Там протока была…

И он нам объяснил как правильно плыть. Они стали разворачивать, а мы в энергичном темпе рванули к протоке, которую с легкими затруднениями, но всё же заметили.

Скоро лес кончается и начинается «Серпантин» — Усманка становится узкой и извилистой, вокруг в два роста человека растет камыш, течение ускоряется, и время от времени появляются лжепротоки, тупиковость которых лучше замечать сразу. Поворачивать Салют стало заметно труднее, потому что порой между поворотами расстояние было в полторы длины байдарки. Ощущения очень интересные, особенно в первый раз, кажется что это никак не кончится, и вообще как отсюда выбраться, как вдруг спустя минут 30, мы слышим гул двигателя моторки. Преодолев очередной поворот, перед нами вдруг вырисовывается казанка, на которой видно какого-то мужика с удивлённым лицом, почти лихорадочно уводящего летящую лодку от нас. Обдав нас водой с бензиновыми выхлопами, он умчался далее, а мы в первый раз в жизни «впадали в другую реку» ;) Перед нами расстилался широкий и полноводный Воронеж, с гигантскими дубами на берегах, с волнами (!), ветром, катерами, и даже чайками.

Немного прибалдев от нахлынувших на нас впечатлений от широкой реки, мы запутались куда теперь идти. В какой стороне дом? Я настаивал, что надо плыть вниз по течению налево, потому что водоросли туда нагибались, а Станзик настаивал что надо направо вниз по течению, туда ветер дует (ну где вот связь, скажите мне, кроме пива). Что у него там в голове дуло я не знаю, но Юрич предложил спросить у находящегося на берегу рыбачка, который как оказалось, вообще не знал где находится. Из домика на берегу вышла какая-то женщина, жена наверное это чудика, и сказала что нам налево (ага, Станзик, щылбан тебе!)

Поняв, куда надо теперь двигаться, мы всё же решили остановиться и резво пересекли русло выпрыгнув на берег, чтобы перекусить. Пока фотографировались и «перекусывали», из серпантина вынырнули наши недавние суровые знакомые. Заметив друг друга, мы знаками условились встретиться чуть далее.

Впадение Усманки
Вот мы и на Воронеже. Стрелкой показано устье Уманки, и чувак который не знал где находится
Суровые туристы
Суровые туристы - Александр и Сергей

На этот раз состоялось официальное знакомство. Матёрые туристы стали Александром (DSanec) и Серёгой, и мы торжественно решили обменяться водкой на килограмм помидоров. А потом, выпив за знакомство, решили, что нефиг меняться давайте станем одним лагерем и там устроим застолье. На том и порешили. Договорились, что старшие, как более быстроходные на своей тайменьке, идут вперёд и занимают суперское место, а мы уже подтягиваемся следом.

Река Воронеж очень красива в этих местах. Рамонь, Чертовицк не понаслышке знакомы чуть ли не каждому воронежцу. Местность изобилует стоянками, в летнюю пору много отдыхающих. Великолепное вечернее небо с яркими красками скорого заката, высокими облаками и чёткими тенями верхушек деревьев заставляли трепетать душу и вызывали самые лучшие, светлые и добрые ощущения спокойствия и умиротворения.

Вскоре нас окликнули с берега, и оказалось, мы достигли места, которое выбрал DSanec. Если мне не изменяет память — это было недалеко от турбазы Росинка. Спустя часа полтора-два от впадения Усманки в Воронеж.

Место оказалось симпатичным. Под раскидистым дубом, была обширная поляна, закрытая со всех сторон кустарником, с пологим спуском к воде и мостиком с берега, на котором уже расположился молчаливый Серёга с удочкой. Как сказал DSanec, ему не важна рыба, он просто ловит кайф от процесса стояния с удочкой.

Лагерь 2
Место для второй ночёвки

Мы поставили палатку, начали перетаскивать вещи и вскоре две байдарки как сёстры-селедки лежали кверху брюхом недалеко от нас, костёр шипел дровишками, на стол накрывались последние приборы и строгался салат. Подтянулся Серёга, заявив, что «рыба не хочет клевать на блесну, наливай».

Мостик
Очень правильный мостик
Дрова, пила
Станзик так впечатлился этой пилой, что купил себе бензиновую
Чайник
Этот чайник проходит через огонь, воду и медные трубы

Дальше был вечер разговоров кто откуда и куда идёт, потом песен под гитару, чем мы порадовали наших новых друзей, потом снова разговоры, а потом дружный храп рассёк спокойный воздух ночной реки.

Утром, все как то дружно высыпали из палаток на чай, Серёга снова схватился за спиннинг, но рыба ещё не проснулась и он тоже пришёл пить чай. Позавтракав, мы очень быстро собрались, за что получили Сашкино презрительно-шутливое «Спортсмены, ёп» (он ещё удивлялся в «Лесной сказке», кто это там на Салюте сверкает спортивным разворотом вёсел), и в целом договорились что мы их будем ждать возле Барковой горы, не доходя Чертовицкого центрального пляжа.

Утро третьего дня
Утро третьего дня и вид сберега на сторону откуда мы приплыли
Серёга и удочка
Здесь рыбы нет!
DSanec
Юрич
Юрич (Zyrsi)

Погода стояла всё такая же солнечная как и в первый день, и мы уже ощутимо почуствовали что сильно обгорели. Пока Станзик грёб, мы с Юричем даже в карты перекинулись за его спиной (ах, Салют трёшка. это такой лимузин!)

Карты
Карты для туриста - святое!

Берегах по прежнему было очень много мест для стоянок, поэтому тот, кто впервые тут окажется может быть уверен, что встать есть куда. Спустя два-три часа неторопливого и плавного хода, мы были уже у условленного места. Станзик сказал, что он тут в прошлом тут стоял с байдарочниками, когда занимался спортивной греблей, и вобще тут клёво, айда купаться в тенёк!

Скоро подошли Санёк с Серёгой, и мы собрались «в пакет» (счалились) с ними на середине реки, неторопливо дрейфуя и попивая пиво. Тут я сфотографировал панораму, которую выложу чуть позже отдельно.

Суровый отдых
Суровый отдых? Не про них!
Не спорь с Саней
На самом деле - это перчатка!
Стоп в Чертовицке

Ещё раз обговорили, что мы хотим достичь водохранилища, и даже дойти до Чернавской дамбы в районе Ильича. Затем оттолкнулись и двинулись далее, мимо золотого песочка пляжа, на котором толпился народ, мимо катамаранов, с которых на нас завистливо посматривали дети, мимо строящихся «хижин нищих миллионеров», пересекая плёс, раскинувшийся перед последней прямой до автомобильного моста около пляжа Багратиони, мимо бешеных водных мотоциклистов, которых пруд пруди на Воронеже. Пейзаж тут не менее красив, чем на Усманке, исключение состоит в том, что река намного шире и быстрее. Пока мы проплывали эти красоты, я даже салат из помидоров на ходу настрогал.

Тишь
Затон после Чертовицка
Мост на Воронеж
Мост через Воронеж на Воронеж :)
Салат
Салат из помидоров по-походному
Вход в водохранку
Условная, но четкая граница входа водохранилище

Сделав, легкий привал перед входом в водохранилище, до которого оставалось совсем чуть-чуть, мы двумя байдами двинулись в протоку через высокие камыши. И вот она ширь и гладь, простор и городской горизонт Воронежского водохранилища. Под нами проносились многочисленные стайки рыбёшек, густые заросли водорослей, а потом всё ушло на глубину. Пока мы шли рядом, DSanec сфотографировал нас, и рассказал, что нам неимоверно повезло в наш первый поход. Дело в том, что на водохранилище всегда ветрено. Всегда! Такие штили как сейчас — большая редкость, он за свои пятнадцать раз на «Кругосветке» такого ни разу не видел, поэтому, спортсмены, шпарьте до Ильича, а они с Серёгой пойдут до Отрожки до земснаряда.  На том и расстались. Сфотографировав шпиль до которого нам надо дойти, мы взялись за вёсла и… ДИКО УСТАЛИ грести через пол-водохранки. Шпиль казался таким близким, но до него было три часа ходу! Пройдя Отроженский мост, над нами пронёсся поезд, под Северным мостом подивились арматурам торчащим из его колонн, а под Димитровским мостиком проходили уже на последнем дыхании. Достигнув вожделенного берега, который так медленно приближался, мы всё же смогли собрать все вещи, свернуть байдарку, но тащить её куда либо уже… не было сил. Вызвонили знакомого и он нас отвёз буквально на 700 метров, туда где жил Станзик. После этого все разъехались по домам мазаться сметаной и спать. После всякого отдыха, тоже нужен отдых!

Мы
Северный мост
После Северного моста
Димитровский мост
Последние сотни метров до финиша
Дамба Чернавского моста
Ну вот и всё - это дамба Чернавского моста с места финиша

Потом мы ещё раз попробовали сходить кругосветку, уже в две байдарки, с заходом в водохранилище, но как и говорил Санёк, мы нарвались на ветер, и даже сломали носовой шпангоут, настолько там было сильное волнение воды! Так что учитывайте это весьма важный факт. Но это будет другая история. А напоследок могу сказать то, что данный маршрут является одним из самых простых, безопасных, живописных и доступных на территории Воронежской области. Время его прохождения можно варьировать от двух до 5 дней, в зависимости от группы (семья, друзья) и от расстояния между финишем и стартом. Здесь мы его прошли фактически полностью, многие завершают путь на Багратиони, или в Чертовицке. Решать вам. Я же рекомендую просто выбрать время, найти байду и рвануть на отдых!

Сохранить на потом:
  • RSS
  • Add to favorites
  • Блог Я.ру

6 мыслей о “Наш первый поход или маршрут «Кругосветки»