Суровый Битюг — часть 2

Мне нравится собирать каркас байдарки. В этом процессе есть что-то неторопливое и основательное, словно ты Франкенштейн и создаешь из неживого  алюминия живую сущность, которая будет тебе служить и помогать. Конечно, в итоге получается не чудовище, а настоящая красавица. Ну, или красавец Салют, кому как удобнее.

Торопишься ты или нет, времени на сбор уходит одинаково, с этим надо мириться и лучше лишний раз щёлкнуться на фотоаппарат веселым и бодрым, чем загнанным и «скорее-скорее-скорее-скорее-на-воду».

Битюг
Наше место для старта

Юрка, который забрасывал нас на место старта, уже ходил месяцем ранее по такому же маршруту на тайменьке. Старался дать нам полезные советы, и вообще напутствовал как мог. Дорога до Анны достаточно продолжительна даже на быстрой и удобной машине, но живописна и почти не загружена. После Анны мы, кажется, пересекли мост и, не доезжая Бродового, съехали направо с дороги. Грунтовка была ровная, и подходила аккурат к реке, которая вилась по лугам как бешеный дождевой червяк. Едва мы высыпали из машины, то удивлённо отметили, что полноводный Битюг больше смахивает на Усманку. Действительно, берег зарос камышом, а русло неторопливо и узко. Тут сходство с Усманкой кончилось, спуска на воду мы искали минут 15, колеся по траве, на которой всё ещё была роса. Мда, осень на носу и утро прохладное, хоть и солнечное.

Процесс сборки
Сборы полным ходом!
Сборка каркаса
Из таких вот палочек мы извлечём лодку!
Я и Станзик
Я и Stanzik
Вещи
Это все наши вещи
В процессе
Процесс натяжки шкуры, наверное, единственный не любимый мной пункт сборки
Песню поём
«Не жди меня мамааааа!..»
Почти всё
Мост выпрямлен, стрингеры в процессе. Осталось борта, да вещи грузить

Наконец, место выбрано. Юрка дождался пока мы напрыгаемся и напьемся пива от радости, и начнём собирать Салюта. Час сборки и грузимся. Облили шампусиком корму и махнув рукой под Юркино «как я вам завидую», тронулись в дорогу.

На воде

Мы и раньше слышали-читали, что Битюг красив и сложен. DSanec рассказывал, что там змеи; тот же Юрка, что можно заблудиться по незнанию; другие же  рассказывали, что на Битюге много коряг. Причем не просто коряг, а деревьев, колов, валежника, топляка и прочей напасти, которой так боятся все водники пристально вглядываясь в воду, и вздрагивая когда незамеченная ветка шуршит по шкуре отчетливо давая знать твоей заднице, что разделяется вас 2 мм резины и больше ничего.

Слышать мы про это слышали, а теперь и увидели. Среди буйной подводной растительности, угрожающе замелькали заостренные палки. В основном упавшие деревья располагались кронами вниз по течению, и приходились «вскользь» по ходу байдарки. Но не редки случаи, когда ствол лежит чётко поперек воды, и пройти можно там где либо пропил, либо оно просто не доросло до ширины реки. Но самое опасное это то, что есть и встречные обломанные подводные ветки. Они как рожон торчат либо у поверхности, либо неглубоко, но их видно и ОНИ ЕСТЬ!

Станзик и я одинаково быстро сообразили и и высказали друг другу мысль, что на Салюте мы шибко-быстро не разгонемся. Конечно, выбор месяца был не самым удачным, но туристов невзгоды не страшат. В сентябре утром было все равно теплее, чем утром в мае. Но вот уровень воды нас подкачал. По рассказам Юрика, они летели как ласточки, да были деревья, да обходили некоторые коряги, но пройти реально.

В начале августа оно хоть и реально, а вот в середине сентября — это самый что ни на есть спорт! Расслабиться у нас не получилось, как мы планировали.  Вместо увеселительной загородной прогулки по самой красивой реке Воронежской области, мы получили ощутимый урон своему самолюбию, и не менее ощутимую «оплеуху» в виде кромешного частокола на всем протяжении пути. Салют не обладает такой проворностью, как тайменька, он больше по размерам, и по скорости и маневрированию мы уступали сильно, учитывая что маневрировать пришлось очень часто!

Если я говорил, что есть сказочные места на Усманке, то там они отдыхают, по сравнении с Битюгом. Здесь пейзаж меняется очень часто, не надоедая и рассматривать его хочется постоянно. Конечно, все реки друг на друга похожи отдельными местами, но каждая обязательно будет обладать, только ей присущей, индивидуальностью. Воронеж длителен широк и нетороплив, Усманка узка, вертлява и скоротечна. А вот Битюг красив берегами, силён своим течением и суров корягами.

На воде
За первым же поворотом — красота!
Дерево поперек реки
А за вторым поворотом — сюрприз!
Железо на воде
Та самая конструкция на воде около турбазы

Населённых пунктов на том участке пути, который мы осилили, было мало. Да и на всем маршруте их не густо, по сравнению с маршрутом от Липецка. Рыбаков крайне мало, но были, несмотря на то, что осень, я ожидал большего количества. Один раз попалась какая-то турбаза с огромными конструкциями из труб и водопроводом из реки.

Дно и берег на Битюге преимущественно глинистые. Причем первое чаще обрывистое, чем последний. Бывает, что попадаются омуты с крутым берегом и наверху можно отметить отличнейший сук для тарзанки.

Дно
Сильное течение вымывает всё, кроме глины

Несмотря на осень, днём припекало, словно лето в самом разгаре. Река петляет часто и очень круто, прямых немного и они непродолжительны. Встречаются участки где река течет по равнине, хотя они наверное превратились в болота, а берега пышно заросли камышом. О рыбном населении Битюга ярко говорили настилы и мостики по берегам. Рыба здесь ловится и неплохо. Некоторые помосты выглядят ухоженно и на них удобно выбираться чтобы ноги размять.

Камыш и бревно
Рядом ни деревца, но откуда тут этот громадный ствол?
Равнина реки
Налево? Направо?
Моргнул
Моргнул, блин
Пират
Я — пират, и очень рад!

Панорама

Опасно!
Ещё опасных мест фото вот
Опасно
То ли сваи, то ли деревья

Обед

Откушать супчику мы решились где-то во втором или первом часу. Швартанулись около симпатичного подхода к обрывчику, под раскидистым дубом. Дров округе было предостаточно, но мы все же зажгли газовую горелку, вскипятили воду и соорудили лапшу. Но то ли майонезу туда вбухали до передоза, то ли солнышко так нас нагрело, а лапша изнутри, но разморило нас настолько, что решив отдохнуть полчасика под кроной векового дуба, мы проспали без малого часа два! Судорожно проснувшись я пнул Станзика, который храпел на всю ивановскую. Он заворчал, а потом тоже вскочил и побежал умываться.

Часов мы не захватили и только на следующий день сообразили смотреть время по фотоаппарату (чума!) предварительно сделав кадр. Поэтому ориентируясь на солнце, мы приложили максимум сил, чтобы наверстать упущенное, но сильно в этом не преуспели.

Ночёвка

Стопанулись
Ну всё, вот и первая стояночка

Для стоянки выбрали место хорошее, на излучине реки. Берег высокий с подходом и столиком со скамейкой. Уверенно воткнувшись в берег, мы вытащили вещи. Байду решено было не вытаскивать, место глухое, тащить высоко, поэтому я привязал её к выточенному колу за борт. Ещё не знали мы про неприятность, которая с нами только что случилась. Аннушка уже пролила масло…

Пока ковырялся с байдой, Стас поставил палатку, куда я начал стаскивать вещи и после этого двинулся разводить костёр. Затем Станзик затрещал бензопилой и в скором времени приятная поленница радушно подставляла свой бочок под пенку и облокотившись на неё можно было смотреть на костёр до одурения, но надо было ещё шашлык готовить. На столике мы решили не располагаться, поэтому использовали его исключительно для готовки и нарезки.

Излучина реки
Вид на реку, со стороны откуда мы пришли
Наша палатка
Чисто и аккуратно
Дрова
Дубок для шашлычка — идеальное дополнение
Мясо
Предел мечтаний после дня скитаний

Погода стояла тихая, вечерело медленно, а нос уже щекотал запах тушеной картошечки, открытого пивка, свежих огурцов, замаринованного мяса, помидорчиков и рыбки.

Сидели допоздна, как водится. Шашлык получился нежный и сочный, но Станзику не понравился — привык дуралей высушенное мясо лопать.

Отчёт похода по Битюгу — 1 ч.
Отчёт похода по Битюгу — 3 ч.
Отчёт похода по Битюгу — 4 ч.

Сохранить на потом:

9 мыслей о “Суровый Битюг — часть 2

• 10.02.2010 в 12:30
    Permalink

Аннушка уже пролила масло…
    +100 :))))))

• 18.02.2010 в 12:58
    Permalink

Спасибо за интересный отчет. А почему у вас ссылки на 3 и 4 часть отчета приводят ко второй?

• 19.02.2010 в 05:49
      Permalink

Все фотки которые я выложил с отчетом оказались битыми, сейчас переделываю в авральном порядке. Из-за прошлого хостера тут вообще куча засад было. Исправлю на этой неделе.

Ответ
  • Уведомление:Жизнь диктует – я записываю » Blog Archive » Так вот ты какой, Битюг!

• 11.04.2010 в 09:18
    Permalink

Есть продолжение! Читаю продолжение!

• 28.11.2010 в 23:34

Паход… Паход, марк 2 красиииивый!!!!!! ммммм

• 28.11.2010 в 23:41
      Permalink

А ты тот ещё бухарик! Тяпнул шампуньского и домой поехал! Ы, ку!

• 09.12.2010 в 12:06
    Permalink

Чо-та маловато фоток опасных мест. Хотя знаю мы ходили, что если не спеша то все опасные места можно аккуратно проходить, главное смотреть в воду матросу повнимательнее. Если летом в одиночку — то никаких засад не будет, правда надеяться надо только на себя, но всё же отдыхать на Битюге отлично.

Отчёт интересный, но фоток бы побольше тех самых опасных мест о которых вы говорите, пока только идиллия на фотографиях ))

• 08.06.2014 в 00:05
      Permalink

Ну если бы я был как осьминог, то может быть успевал бы проходить опасные места и фотографировать одновременно! =)
      После отчёта нам никто не верит насчет опасных мест нашем случае, но я бы с удовольствием посмотрел бы на хвастунов на тройке-Салюте да по низкой воде как бы они пели бы тогда.