Сел я таки за отчёт. Времени на такие вещи не хватает катастрофически, архив фотографий одних чего только стоит. Я поначалу то и подумал, сейчас выберу фотографий и сбацаю тут отчёт о поездочке, и буду зачитываться им тёплыми временами, потягивая чаёк или глинтвейн, где-нибудь на терассе с котом на коленях. Хрен там! Как полезли воспоминания, как потянулись руки к фоторедактору, как ужаснулся я объёму информации, так и решил, что без разделения на части повествования не получится. Посему запасёмся терпением, вам читать, а мне буквы в словеса складывать.
Первая часть будет чуть скромная, как и положено быть вводной, да оно и поначалу тоже не особенно сориентироваться получалось. А ко всему и первый день не изобиловал прелестями приключенческими.
Прилёт в Мурманск не ознаменовался ничем особенным. К моему удивлению, мне не пришлось утепляться как следует ибо на градуснике красовался пузатый ноль. Наша команда (Ольга, Юля, Лена, Миша и я) двинули сквозь снежную кашу по направлению к гостинице при аэропорте, отмахнувшись от не особо назойливых таксистов. Нам надо было удобно сбросить вещи и побыстрее (так как нам предстоял полёт к затмению), чтобы потом снять автомобиль, встретиться с друзьями (Лёша и Илья), которые тут появились раньше и увидеть хоть что-нибудь в первый день в Мурманске. План нехитрый.
Немного строптивая дама на «ресепшн» довольно скоро выдала нам ключи от номеров на пятом этаже, и окончательно убедившись под наше яростное кивание, что нас завтра отсюда сдует, потеряла к нам всякое внимание, полностью переключившись на экипаж самолёта на котором мы только что летели, они вроде чтоле в столовую зашли, ну мне было всё равно уже.
Гостиница — совок.
Я к таким вещам отношусь крайне пофигистически, ибо есть четыре стены, потолок, не дует, не капает, покормят, ого! И постельное бельё чистое. Хвалить однако нечего, под ужасные проклятья на стенах и штрафы в сотни тысяч рублей за курение в коридорах мы поднялись на свой этаж, где походу ночевали одни тайные курильщики. Топор можно было вешать.
Вещи были оставлены, ещё ранее были вызвонены прокатчики авто и глядя из коридора на аэропорт, сопки и низкие облака, мы с Мишей гадали какое тут расписание автобусов до города. Я не вытерпел и открыл окно, лёгкие отказывали. Но надышаться не успел…
— Смотри, — показал я Мише наружу, — автобус прёт.
— Все на выход! — Затрубил он, на ходу натягивая пуховик, переходя на африканский диалект русского — автобус, едем-едем!
Спустя пару минут мы пошли наперерез движению автобуса, не зная сколько он будет стоять на этой конечной (дорога делала кольцо перед аэропортом), проще рукой было его остановить в случае если мы не успеем дойти до остановки, которая была аккурат у входа в аэровокзал. Пока мы торопились, я умудрился промахнуться мимо какого-то сугроба и засмотревшись в стороны черпнул ботинком воды, разломав корку льда. «Интересно, как скоро я замерзну и меня сожрут медведи?» — мелькнула мысль, но ботинок потеплел, а вскоре я про него забыл. Сам высох. Вот такая вот тут была погода.
Мы хотели сесть в автобус системы жёлтый ЛИАЗ, ну у нас такие типа социальные ходят, отстойное говно, в общем, я настроился опять газы вдыхать, как вдруг подкатывает Форд и бодро открывает двери. Мы спрашиваем, мол сколько до города? Что-то там вышло вроде 50 рублей с человека [уточню]. Мы немного удивились, маршрутка такая дорогая, чтоли заполярная? Но потом до нас быстро дошло… От аэропорта до Мурманска 40 минут езды и 32 километра. Это у нас он под боком, и я начал прикидывать сколько у нас дерут жлобовые таксисты дотуда, и какие там у нас маршрутки и начал было клевать носом, как вдруг заметил, что дорога преобразилась.
Мы проезжали Кольский залив! Я думал он больше. По ширине напомнил Волгу, когда я был в Вольске, ну разве что сопки да снега и хмурая погода вокруг создавали совсем другое настроение, которое вовсе не было плохим. Я уловил кошачьи нотки в названии города и мне нравилось перекатывать название Мурманск на языке. А тут ещё новые каике-то: Мурмаши. Кола. Кола, кола, кока-кола… КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ! Ух ты! А это город? Река? Ну, сон развеяло, в общем.
Выходить мы не знали где, поэтому попросили водителя остановить нам где следует, а там и пассажиры помогли, одним словом — высадились. Идём, чудно! Нам сухопутным крысам неведомо, даже вроде у нас водятся чайки недалеко от водохранилища, но когда ты увидишь посреди города её? А тут летают, горланят. Мне смешно.
— Прикрывайте голову, — смеюсь своим на пешеходном светофоре. — На всякий случай!
Местные, что рядом шли начали подозрительно поглядывать наверх. На нас. Нашли мы контору (я их чуть позже похвалю в последней записи), которая сдаёт автомобили, получили инструктаж, что в Териберку ехать нельзя (а то как же, мы же сразу спросили!) с вас рубли и права, с нас авто. Пожали руки и поехали навстречу братанам, которые ночевали тут уже нас совсем заждались.
Навигатор услужливо просил поворачивать налево и направо, а наши головы и без всяких указаний вертелись в разные стороны. Ну, даже в такую непогоду город интересен же. Новое место, новые люди. Где же этот «Алёша»?
Достался нам, кстати Фолькцваген Поло седан. Приятный тазик. Едет. Рулит. Но, к сцепухе я привыкал целый день и запах горелых тормозных колодок преследовал нас как минимум три больших остановки. Очередной поворот, вот и подъезд к мемориалу, а вон и спина воина, а вот и машина из питерского проката стоит, ну явно наши.
Оттуда и вправду начали вылезать тела, потирая глаза, как кроты. Ура, свиделись! Айда зырить на Лёшу! А чего на него зырить, вон он стоит не выспавшийся из-за руля =)
Понятное дело имелся в виду памятник.
Памятник большой! Стоит на высоком холме и в хорошу погоду вид на порт и окрестности просто обалденный. Наверное.
Мы смотрели в туман и тучи. Повалил густой снег, пахло углём, кстати точно, все заметили углём пахнет, да ещё как?! Все согласно закивали, да углём пахло ещё как, и вон даже снег серый, ого, да он чёрный! Он даже падает такой! А вон слои какие… Это чего это?
Неужели такая экология, как в Липецке, где бодрые начальнички рапортуют о свежем воздухе, а над городом как висел смог так и висит? Похоже на то. Угль грузят, углём топят… Всё ясно.
Вон сухогруз или танкер какой стоит, не видно ничерта, ну и погода. А летом что — чёрный дождь? Бр-р-р.
Постояли, помолчали у огня. Сильный ветер и снег с крошкой хлестали по щекам.
Мемориал насколько я увидел посвящался Труженикам…
…и Защитникам Заполярья.
Постояв на плотной снеговой корке некоторое время, коллективным разумом было решено двинуться к другому мемориалу — Маяку. Сказано-сделано. Находился он рядом, недалеко, но уж больно было непривычно на новых для себя дорогах, так что мне на мгновение показалось, что я нарушил правила, развернувшись якобы через двойную сплошную. Эх, только понаехал, а уже туда — нарушать. Лёха начал подтрунивать, не нужны ли мне запасные права по дешёвке. Я слабо отпирался, что ничего я не нарушил, а тут ещё и камеры заметил на столбах и что-то мне стало совсем гадко. Илюха, тоже заметил мой взгляд в их сторону.
— Да они наверное на скорость стреляют…
— Ничего я не нарушал. Придёт так придёт, отвяньте.
Сам город стоит на сопках, он многоуровненый. Приятно по такому ездить. К Маяку тоже надо было подниматься. Сначала к памятному камню, у которого рядом была смотровая площадка, где явно существовала традиция у венчающихся вешать замки.
Ну традиция и традиция, чо тут такого. Я там даже велосипедный увидел, наверное велосипедисты поженились.
Вид на улицу был занятный, но выше стояла следующая достопримечательность — Якорь.
Якорь здоровенный. Рядом была надпись, я её сфоткал на попозже прочесть, но не смог. Отсвечивало. А ступеньки уходили всё выше к Маяку.
Странно, но все прошли мимо него, как будто, подумали что он закрыт чтоли. Но, я уверенно подошёл попробовал открыть дверь, х-хы, она открылась. Мемориал работал.
Сразу извинюсь за кривую панораму, снял на выходе, поторопился. Так что как есть.
Внутри было сумрачно, из колонок играла запись прибоя и чаек, за столом сидела старушка, любезно ответившая на все вопросы.
Мурманск — портовый город, но не только грузовой порт. Тут ведь и подводные корабли и военные водятся. Вот и посвящены эти доски памятные погибшим военным и гражданским людям в мирное вроде бы время. Но от того не менее жестокое. Тут и нефтяники и рыбаки и подводники и надводники и морская авиация и транспортники и ледокольщики.
Мы полистали страницы обёрнутые в файлики для документов. Свежие записи вон есть из двухтысячных… И вышли.
Снаружи не изменилось — всё также пасмурно и гадко. Окликнув товарищей, которые не знали, что можно зайти внутрь, я обошёл Маяк и упёрся в ходовую рубку от АПЛ «Курск». Опять же никто не прочел табличку.
Потрогал. Есть резиновые плиты. Есть металлические. Ну, понятно кому она тут посвящена.
Внезапно я что-то так кушать захотел. Поделился мыслью с остальными, а они уже и без того планировали заканчивать все эти осмотры. Спустились к машинам, где мне переложили Пентакс и Таир, приехавший аж из Саратова, всё для того же затмения и быстро выработали путь до кафе «Спасательный круг», которое находилось на многоообещающем Портовом проезде. Спасать нас было необходимо, все были уставшие как после перелёта, так и поездок и прогулок, в общем голодные, холодные, а некоторые ещё и лелеяли надежду полярные сияние сегодня поснимать. Хотя эти же некоторые безнадежно глядели на небо и снег им залеплял глаза… Печаль. Может заведение нас немного развеет? Так, полные надежд, мы дошли в общем-то самого порта или входа в него, а рядом был вместо кафе аж ресторан.
Внутри на мысли о ресторане ничего не наводило, но раз уж зашли…
В зале для приёма пищи было темно и… ну я не знаю, колхоз машметовский. Тут подошёл официант и услужливо нам меню раздал, из которого однако половины не было. Ок, не половины меню, а половины того что спросили. Я взял шашлык, остальные что-то тоже выбрали.. супы какие-то, ха. Лёха с Ильёй подключили свои ифоны и начали искать хостел. Нашли. Новость пришла про штормовое предупреждение. Лёха начал откровенно подъё%*8ать про то, что ради такого заведения стоило проехать 3500 километров то, а затмение, да хрен с ним с затмением. Нувыпоняли. Обещанной стряпни нет и нет. Наверное официант сам и повар и кассир и все остальные. Спустя час дождались, когда уже все темы проговорили между собой. Зря зашли скажу сразу. Попросили счёт, и вышли. Сдачи я даже не стал ждать, они мне остались должны 200 рублей, так последним выходил Лёха из WC и услышал как они ещё нам злобно шипели вслед, что мы по чеку расплатились. Без чаевых. В общем, место говённое и настойчиво туда не советую никому ходить.
Темнело. Настроение было (лично у меня) хреновое. Это потому, что я не знал куда с этого ресторана свалить, да и уставший, ну раз уж зашли.
Я так и шёл и ворчал про себя, сфоткал небо пару раз; думал, что есть разрывы может, но звёзд не видно, и сияний стало быть тоже. Тенденции на улучшение не было. Илья и Лёха поехали в хостел. А мы в свою уютную (после такого то ресторана) в гостиницу. Пока ехали я думал, что не может быть так всё плохо в Мурманске с общепитом, и за этими мыслями проехал и Колу и вот уже аэропорта поворот. Как вспомнил важную вещь. Уже вытащились из машины и поднялись в номера.
— Ну что, купили бухнуть винца то? — иронично заметил я. М-да, магазины мы упустили, рядом ничего нет, а ехать покупать что-либо алкогольное поздно.
Что тут добавишь?.. Что-то потупил в смартфон, списавшись с Лёхой, мол едем или нет за город ловить сияния? Да там тучи. О, вы уже бухаете пиво? Молодцы. Может нам привезете из магазина чо? Далеко ехать, ну что ж ладно. Я сплюнул прокуренный воздух, и пошёл давить чай с командой ловцов затмения. Лена начала было лепить фильтр. Я унес к себе самоделку, и начал лепить сам.
Попробовали с Мишей пострелять по небу — разрывов нет.
К чёрту! Завтра затмение — надо быть бодряком. И я лёг спать за пару часов до рассвета. Прикольно сезон полярной ночи прошёл, и совсем забыл я про эти особенности заполярья. Полярный день и ночь… В марте всё как у нас.
Ну про то как Полёт к затмению 20 марта 2015 года я уже писал. Поэтому останавливаться на этом не буду. Я специально не давал ссылку в начале этой записи. Почитайте, кто не читал.
Отсюда перехожу к возвращению и поездке на турбазу «Сатка», где астрономическое сообщество гудело и отмечало это событие.
Мы шагали оглушенные событием до гостиницы, где я предварительно договорившись, оставил машину, в багажнике которой лежала часть наших вещей. Миша засел заливать кому-то видео и фотографии с затмения, а я пошёл прогревать и чистить машину. Довольно долго мы ждали окончания загрузки многих гигабайт по узкому вай-фаю, но уже было решено куда ехать, я вбил навигатор и мы двинулись на турбазу, где Стас, мой друг-астроном, предварительно уверил меня что расположиться получится.
До турбазы ехали чуть понуро. Проехали дамбу НижнеТуломской ГЭС.
И покатили по заполярным дорогам дальше.
По пути гениальная мысль нас посетила раньше, чем вчера, хотя уставшие мы были больше. Конечно надо посетить магазин!
В Туломе (есть такой населённый пункт) мы отыскали местный сельпомаркет, затарились необходимым, и вызвонили Илью с Лёхой, которые нас догоняли, и догнали таки прямо тут! Так как машин стало в два раза больше, то и увезти можно было в два раза больше! Вот.
Вскоре мы достигли турбаз, и попали в сказку. Тихо падал снег. Деревья были как я люблю, набитые снегом и если стукнуть по стволу осыпались ледяным дождем.
Кругом стояла звенящая тишина. Немного даже пугающая. Где толпы астрономов? Где вообще кто-нибудь? Мы же поначалу не в ту турбазу заехали, как оказалось. А в соседнюю нам надо было. Там дядька со шлагбаумом сразу кивнул головой, едва я заикнулся, что «Мы астрономы, приехали на конференцию…». Внутри деревянных домиков нас ждали кролики.
Нашли администратора, испросили номера. Получили ключи за достойные деньги, а что ещё благородным донам надо? Правильно! Научная конференция обсуждения результатов полёта.
Ну, и конечно — неофициальная часть!
Во время которой разыгралась поразительная магнитная буря, и это не метафора!
Я выскакивал наружу, но покрывало из косматых туч не давало и шанса. Поэтому оставалось одно. Предаться змию!
Уже все разошлись, и я устал подшучивать над Лёхой по поводу его роскошных волос (я всё помню про кафе эти ваши), остались только самые выдержанные ресурсы: я, Лёха, Илья и полторы бутылки такого коньяка, от которого за ушами трещали черепные кости. Куда делась целая бутылка — не знаю. Но вот с половинчатой решено было покончить позже. И я пошёл до номера.
Сухо попрощавшись я почапал сквозь сказочный лес в наш корпус, оставив парней отходить ко сну. Но что-то пока шёл так мне их жалко стало. Покинули они уютный хостел, чтобы вот потусить с нами. Быстро узнав в корпусе, что их можно разместить в хитром номере, я вернул и сообщил им эту радостную новость.
Это дело надо было обмыть и мы решили уничтожить улики существования коньяка под дерзким зелёным как полярное сияние фонарём на парковке. Прям на моей машине. Мы метали стаканы на стол, то ест на капот, и прочую посуду, до коржей дело не дошло, потому что мы крутаны, и вскоре я уже спал под тёплым шерстяным одеялом.
Приключения продолжались. А ведь я хотел только на затмение приехать. Туда-и-обратно.
Конец первой части.
Вторая часть.
Уведомление:Заполярье. Часть II - Океан и Сияние | Baida.su
Уведомление:На краю мира | «Под небом»