Ещё за две недели до начала похода, я старательно следил за прогнозами погоды, сопоставляя их и планируя необходимое нам снаряжение. На удивление прогнозы стабильно показывали одну и ту же ожидаемую погоду все две недели и точно сбылись за все три дня нашего сплава.
На утро, как и предсказывало метео, погода устоялась солнечная. Встали мы рано (по сравнению с прошлым днём), где-то в девятом часу. Было сыро и холодно, несмотря на солнечные зайчики, прыгавшие от воды. Угли почти остыли и разжигать костёр пришлось заново, но ночью дождя не было и дрова сохранились сухие.
За утренним столом и мудрою беседой подводились итоги и выводы. По расчётам, из трех дней ходовыми оказался только неполный один. Со всеми задержками, по приблизительным расчётам (точные расчёты я дома провёл) прошли мы не более 50 километров из запланированных 130. То есть и половины не осилили, а скорее всего и ещё меньше. Взгрустнулось…
Чтож, долго перед тёплым костерочком сидеть — это здорово, но опять надо в путь, дойти бы до места где связь будет устойчивая и забрать нас смогут. Ближайшим пунктом, удовлетворяющим этим условиям, были Старые Чиглы (или Старая Чигла). Спешить не стали, всё равно до ближайшего-то населённого пункта дойдём сегодня, а торчать там в ожидании вечера было бы скучно. Битюг ждал своих путников.
Пофотографировав и досушив последние сырые вещи, не высохнувшие за ночь, мы свернули наш лагерь и упаковали байду. Время было второй час. Надо заметить, что ниже стоянки было первое препятствие , разведать которое мы ходили по берегу. Большое дерево рухнуло поперёк русла, и было как то неудачно пропилено с краю. Течение убыстрялось, и создавало завихрения точно рядом с пропилом. Как оказалось позднее, когда мы встали на воду, там еще и ветки в реке густо торчали в разные стороны и их не было заметно с берега.
Вперёд, на штыки!
Прикинув, как нам надо пройти, мы сели в байду, фоткнулись и отчалили. Река подхватила нас и нас, в буквальном смысле, понесло на бревно. Мы уверенно держались на течении и шли в пропил, несмотря на то, что Салют так и норовил развернуться. Однако в последний момент Стас молча и как-то неуклюже размашисто дёрнул веслом, пытаясь повернуть нос. Места для маневра было маловато, но я ему помог отодвинуть байду от левого берега с камышам и с похолодевшей спиной заметил как внизу, по правому борту мелькнули толстенные ветки, направленные ПРОТИВ течения! И спилены они были по диагонали, это я тоже заметил! Но даже ойкнуть не успел. Салют, как будто сам, по наитию, проскочил это дерево и дальше мы минуты две ошалело оглядывались, представляя себе последствия такого наскока в десяти метрах от стоянки.
Держим курс дальше. Берега стали богаче камышами, а русло вообще прекратило отличаться постоянством, сужалось и раширялось через каждые 200 метров. Спустя где-то час, мы заметили симпатичный пляжик, чтобы размять ноги и отдать природе всё, что накопили с утра. Пока мы разминались (хотя и не затекли ещё ни разу), откуда-то из кустов выплыла резиновая лодка с двумя опухшими от недосыпу парнями. Рыбаки подплыли к нам и настороженно спросили, что мы тут делаем (оказалось у них на берегу машина стояла и мы типа под подозрение попали. Уж не злоумышленнки ли?) Конечно, на байде торчал Весёлый Роджер, но на пиратов, желающих взять на абордаж их 10-ку, мы явно не смахивали, поэтому парни потеряли к нам интерес.
Зато я, в очередной раз, убедился, что народ плохо знаком с географией родного края. На вопрос какая деревня или чо-там из населённого рядом, парни долго мычали и фыркали в рукав, но вразумительного сказать ничего не смогли. Я говорю:
— На рыбалку приехали, а куда не знаете.
— Ну эт Битюх! — махнул рукой один их них.
— Ага, — согласился я. — Ладно, щасливо оставаться.
Оставив рыбаков ловить свою рыбу и пить вотку дальше, мы двинулись дальше.
Река, стала петлять в камышовых зарослях и, так как лес отступил от берегов, мы решили расслабиться и стали грести более уверенно, не боясь наткнуться на ветки или топляки. Солнце светило сквозь набежавшие облачка, природа ласкала слух чириканьем птиц, лягушки квакали, даже рыбак какой-то попался на пути. Я решил глянуть на карту, и только достал листы, как почувствовал толчок и байда стопанулась. Станзик заорал:
— Греби! ГРЕБИ НАЗАД!!
Чуть не утопив карты, я начал лихорадочно грести, однако течение было сильное и Салют стал разворачиваться боком. Тут я увидел, что поперёк реки был ряд штырей, вперемешку с топляком, ветки которого были ничуть не безопаснее заостренных кольев. Стас орал, что жопой чувствует под собой кол. Я заорал, что хер ты на нем сидишь, лезь назад, я байду подержу. С трудом, Стас оперся на вещи, и мне пришлось дико напрягшись повернуть полегчавший нос и у меня получилось даже отвести байду чуть-чуть назад, чтобы Стасон снова сел. Только он сел, мы аккуратно начали проходил эту подводное чудовище. Двигались очень медленно, постоянно отгребая назад, чтобы не напороться со всего маху, так как течение вдруг как-будто решило насадить нас на эти штыри, как котлету на вилку. Но тут и я побывал на колу. Прошуршав по днищу, деревяга ткнулась в стрингер и байда застряла. Аааа, матюки понеслись из меня быстрее скорости света! Теперь я опирался на вещи, пытаясь приподнять корму. И, о-па! Салют как-будто полегчал, ринулся по течению, поскрипывая фальшбортами, не обращая внимания на своих пассажиров, нервозно елозивших и выискивавших течи. Намеков вроде не было, на первый взгляд.
Чуть взбодрившись, мы обсудили этот гребаный сентябрь, с его уровнем воды, эти гребаные деревья, неизвестно как попавшие туда, где деревьев не видно на 50 шагов в округе, и эти гребаные мостики, которые сгнить нормально не смогли, или разобрали их так херово. Негодование лилось из нас таким же напором, как и собственно течение под нами. Масла в огонь подливала уверенность наших друзей, которые месяцем раньше «нормально так гребли» и «ничего не задевали».
Последняя капля
Где мы плыли я не выяснил по картам, но как раз кончилась камышовая часть реки и мы вышли к открытому берегу с хорошим подходом, где и причалились. Неподалеку я рассмотрел крыши машин и мы решили спросить у них где находимся и как подъехать сюда. Там оказались пожилые пары, которые приехали сюда побухать и половить рыбку. Лагерь был основательный, люди доброжелательные и вскоре мы знали даже точные координаты по спутнику текущего места. Мы до Чиглов не дошли. Это было село Тишанка (Верхняя чтоли). Вообщем, и оно то рядом не было, до него 10 километров от реки ещё. До Чиглов нам поднажимать и поднажимать. Вернувшись к байдарке, я вскочил на свое место, кивнув Стасу чтобы он отталкивал. Но только мои ноги коснулись свернутой пенки на сидушке, как я понял — мы на финише. Мои кроссовки медленно дрейфовали из кормы к вещам. Где-то был свищ, и был он явно от того что мы пережили 20 минут назад. Выкинув вещи и перевернув байду, мы долго искали прореху, но всё же нашли её. Аккурат где стрингер, и как раз там где шкура не была проеклеена. Мы переглянулись и я сказал, что штопать уже бесполезно, а завтра на работу. Придётся объяснять где мы.
Созвонившись с Юркой мы объяснили, что мы в такой жопе, что пусть он навигатор ваще берёт, вроде как доехать можно, ах сел?… Ну зарядку возьми! У Стаса зарядка? А Стас вот он, и нет у него зарядки… Всё ясно. Ищи по гуглымапсам! Атлас открой! Да Тишанка какая-то… Стас встретит.
И Стас пошёл встречать. Взял полторашку пива, с почти разряженным телефоном, он зашагал до трассы. Я же остался и начал сушку, сбор, упаковку. Полторашка пива и мне досталась, поэтому когда она кончилась, а вещи были готовы к погрузке, я стал замерзать, и чтобы согреться пришлось разжечь костёр. А то может и ночевать придётся, так огонь у меня уже будет ;)
Однако берег был выпилен начисто, и дрова я собирал долго и приходилось далече отходить. Ожидание затянулось до вечера. Я и переживал, и успокаивался. И грелся. И шкуру всю просушил. И уже прошло четыре часа. И какое-то бревно, похожее на мёртвого крокодила, из воды выловил. Я бросил его в костёр и оно долго пыталось высушиться, но было очень сырым. Так я наблюдал за этим деревом-крокодилом, как вдруг услышал буцканье. Через минуту появилась знакомая машина, и оттуда вывалились Юрка и Стас.
Оперативно погрузив вещи (у меня то всё готово!) сели и рванули домой, ибо темнело уже холодное вечернее сентябрьское небо.
Пока ехали Стас рассказал, что село оказалось огромным, до трассы пришлось идти 15 километров, и его какой-то священник на вольво подвёз, и он там чуть не заблудился по наводке какой-то бабки, и прождал у дороги ещё час пока приехал Юрец. А потом мы Юрке рассказали, как наш маршрут прошёл, и сравнили его воспоминания о реке с нашими. Он беззлобно посмеялся над нами, а мы решили, что в следующий-то раз наврядли на Салюте пойдём по Битюгу. Либо летом, когда не так прохладно и воды много больше. Обидно, что из трёх дней мы реально прошли только один или чуть больше (выше я писал что неполные два, но это я ещё утром не знал, что будет вечером). Позже дома я посчитал и ахнул как мало мы прошли — даже 50 километров не набралось.
Вообщем, такая вот походная история была ;)
Отчёт похода по Битюгу — 1 ч.
Отчёт похода по Битюгу — 2 ч.
Отчёт похода по Битюгу — 3 ч.
Карта неудачного маршрута с метками
[maptype=G_HYBRID_TYPE; panzoomcontrol=small; overviewmapcontrol=hide; scalecontrol=hide; maptypecontrol=hide; align=left; height=500; width=650;]
Вообще метки поставлены неточно, а приблизительно — связано это с низким качеством фотоснимков местности. Когда они исправятся, то и карта будет уточнена.
Уведомление:Суровый Битюг - 3 | Baida.su
Уведомление:Суровый Битюг - часть 1 | Baida.su
Уведомление:Суровый Битюг - 2 | Baida.su
Очень было интересно прочитать! Теперь тоже захотелось на бадайрки на речку!
Да, даёшь каждому по байде! И все на воде!
Ну тут больше пожелать нечего, кроме как, в следующий раз дойти до конца намеченного вами маршрута ;)